Укладка тротуарной плитки на асфальт
Задача обустройства придомового пространства с помощью плитки возникает часто, но нередко ее пытаются уложить на старый асфальтный слой. Это вызвано не только желанием обновить изношенное покрытие, но и сэкономить на сложных демонтажных работах. Новая поверхность из тротуарной плитки становится долговечным, износостойким, эстетичным покрытием.
В состав плиточного материала входят природные компоненты с высокими характеристиками экологичности и безопасности. Брусчатка менее подвержена нагреву от солнца, если сравнивать с асфальтом. Даже нагретая, она не выделяет токсичных испарений, в мороз не трескается. Эти факторы позволяют считать тротуарную плитку востребованным материалом, но целесообразность его укладки на старый асфальт требует подробного рассмотрения.
Аргументы «за» и «против»
Строительные правила и нормативы диктуют укладывать брусчатку на освобожденный от старых дорожных слоев грунт. Разрушившийся или треснутый асфальт по стандартам тщательно удаляют, и только потом кладут слой плитки. Но возможность и желание демонтировать изношенное покрытие есть не у всех. Поэтому возникает потребность заложить брусчаткой устаревшее асфальтовое полотно.
Основной проблемой являются разные фактуры материалов, которым предстоит находиться в постоянном соприкосновении. Плитка имеет пористую структуру, пропускающую влагу. В трещинах асфальта она накапливается, стекает в землю. При отрицательных температурах происходит пучение напитанного водой грунта, что может вызывать деформирование плиточного слоя.
На земельном участке частного домовладения с небольшими ежедневными нагрузками замостить брусчаткой отслуживший асфальтный пласт можно. При таком условии риск вспучивания и деформирования тротуарного мощения сводится к минимуму.
Причины опасений
Профессиональные монтажники аргументируют свое нежелание производить эту операцию следующими причинами:
· У асфальтовой облицовки плохая водопроницаемость. Влага по плиточным порам стекает в межслойный промежуток, накапливается, зимой замерзает и может подорвать плитку, смещая ее с места установки. Такая картина появляется в случае укладки на цельный асфальт.
· В трещинках и углублениях старого полотна с годами прорастают растения, мох, собирается мусор. Если предстоит затрамбовывать слой подсыпки, то на таком основании сделать это качественно не получится. Растительная масса со временем сгниет, под брусчаткой возникнут пустотные промежутки, а сама плитка «провиснет». Поэтому новый слой кладут после полного устранения поврежденной поверхности.
· Возникнет необходимость поднимать общий уровень площади, бордюрных ограждений, горловин ливневых сборников, канализационных люков. В местах прилегания дорожек, площадок со входным проемом в дом, вокруг распашных ворот, калиток возникают затруднения с открыванием.
При выезде на объект, укладчики осматривают территорию, определяют состояние полотна, возможность монтажа брусчатки на него. Если основание решено оставить, то в нем высверливают дренажные отверстия. Это делают с помощью перфоратора с буром толщиной 1,5-2 см, проходя материал насквозь до насыпной подушки. Просверленные дренажи располагают в виде сетки с размерами ячеек 10-20 см.
Преимущества
Процесс настилания тротуарной плитки на имеющуюся асфальтовую основу выгоден в экономическом плане. Недостатки базового покрытия легко нивелируются выравнивающим слоем. Уменьшается рабочее время, период грязных, шумных работ.
Недостатки
На практике замечено, что без удаления старого основания возникают последствия:
· Поверхность проседает;
· Повреждается внешняя облицовка;
· Скапливается влага на асфальте.
Конденсированные осадки со временем размывает почву. Скопление влаги в стыках разрушительно действует на само покрытие.
Апробированные методы укладки
Плитку на асфальт кладут двумя способами – с трамбовкой элементов и без трамбовки. В первом случае составные части при выкладывании выравнивают резиновым молотком, во втором – поверх установленных элементов накладывают резиновую плиту под вибротрамбовку.
Подготовительный этап
Асфальт засыпают песчаной подушкой 10-сантиметровой толщины, трамбуют вибрационной плитой, постоянно увлажняя. Бордюры к этому моменту должны быть установлены.
Площадка выравнивается правилом, засыпается слоем цементно-песчаной смеси (ЦПС) толщиной 5 см, равняется по маякам. Для идеальной ровности протягивают леску, в песок ставят металлопрофили. Промежутки между ними просыпают ЦПС, трамбуют, равняют. После все приспособления убирают, пустоты заполняют.
Бетонная стяжка
Это мероприятие проводят в случае, если нужно исправить неровности, убрать ямки, наклонные поверхности. Под бетонную стяжку нужно организовать дренаж для отвода влаги – отрезки труб, вставленные в просверленные отверстия.
Далее выстилают прокладку, на нее армирующую сетку. Заливку раствора выполняют толщиной 10 см, предусмотрев расположение дренажных труб над бетоном. Их потом срезают.
На полное застывание потребуется 28 дней.
Алгоритм укладки
По бокам параллельно протягивают леску. На колышки привязывают поперечную протяжку, которая продвигается при прохождении ряда.
Начинают движение от бордюрного ограждения в направлении от себя. Каждый элемент выравнивают киянкой, просыпают сухой смесью, излишки выметают. Так продвигаются от одного ряда к другому. Все ряды должны идти вровень с маяками.
Концевые плитки обрезают после завершения монтажа всего объекта.